ФЭНДОМ

Бард-рок — направление музыки, появившееся в 1970-х в Советском союзе на стыке авторской песни и рок-музыки.[1]. К одной из особенностей стиля является то, что в нем сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской песни. Написанные произведения довольно часто строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления песни на куплеты и припев. На звук большое влияние оказал фолк-ривайвл, в особенности творечство 1960-х годов американского автора и исполнителя Боба Дилана. Музыкальный критик Артемий Троицкий называет «первым стилистически безупречным образцом бард-рока» группу «Аквариум». В рамках жанра выступают с акустическими сольными программами лидеры многих групп русского рока. К ним, например, можно отнести Константина Кинчева («Алиса»), Юрия Шевчука («ДДТ»), Андрея Макаревича («Машина времени»). В качестве зарубежного аналога Троицкий проводит параллель с коммерческим софт-роком[2][3].

Среди наиболее аутентичных представителей стиля — Тамбурин Владимира Леви, Юрий Наумов (Ленинград), Искусственные дети и Крематорий (Москва), Техники света, Идея Фикс (Новосибирск) , Хроноп, Алексей Хрынов (Горький). На границе Б.-р. и попса успешно существуют Юрий Лоза, Валерий Шаповалов, Алексей Романов — да, пожалуй, и Машина Времени. К коммерческому варианту Б.-р. вполне пригоден международный термин "софт-рок" (т. е. "мягкий рок").

Несмотря на известную музыкальную ограниченность и "нетанцевальность", Б.-р. оказался жизнеспособным и популярным стилем. По простоте и доступности для исполнителей он может поспорить с панк-роком, по резонансу у массового слушателя — с поп-ансамблями. Не исключено, что когда-нибудь все экстремальности молодежной музыки изживут себя, устареют, но скромный Б.-р. останется на плаву — как стиль, наиболее близкий коренной песенной культуре.

Примечания Править

  1. Энциклопедический словарь. — 2009.
  2. Бард-рок // Джаз, рок- и поп-музыка. — 2006.
  3. Артемий Троицкий Бард-рок // Рок. Музыка в СССР. — 1990.